Исторические корни виски
Слово “виски” происходит от гэльского uisge beatha, что можно перевести как “Живая вода”. Именно такое прозвище и получил напиток, первые упоминания которого переносят нас почти на тысячу лет назад. Первое сохранившееся письменное упоминание о виски датируется 1405 годом.
Конечно, ни о какой стабильности готового продукта говорить не приходилось. В те времена виски выпивался сразу после перегонки, до выдержки в бочках дело не доходило.
Привычное название и рецептура сформировались лишь к 18 веку. До 1824 года производство виски было прерогативой ирландских и шотландских монахов и представителей Гильдии хирургов и цирюльников Эдинбурга, которые долгое время удерживали монополию на производство “чудодейственного препарата”.
Революция в производстве виски
Новую эру в производстве виски ознаменовало появление брагоректификационной колонны Коффи. Благодаря изобретению резко увеличилось не только количество компаний-производителей виски, но и активно расширилась география напитка.
Виски – это общий термин, описывающий напиток получаемый из различных видов зерна с использованием соложения, брожения, перегонки и выдерживания. По этой причине в своей сути ошибочен вопрос начинающих исследователей виски “Чем отличается виски от бурбона?”, ведь бурбон это и есть виски, но американский. О том, что такое бурбон мы расскажем в следующих статьях – не пропустите!
Помимо Шотландии, где виски традиционно называется скотч, в число самых известных регионов-производителей виски входят Ирландия, Япония, США, Канада. Географическая привязка диктует и свои правила. Так, например, шотландский виски не может называться “виски”, если не был выдержан в бочках как минимум на протяжении 3 лет. Солодовые виски, которые не предназначены для купажирования выдерживаются от пяти до 25 лет и более.
Технология производства виски
Первый этап - соложение. На этом этапе происходит вымачивание зерна, которое оставляют прорастать на двухнедельный срок. Процесс позволяет высвободиться ферменту, который превращает крахмал в сахар. В этом деле важно вовремя остановить прорастание с помощью высоких температур.
Второй этап - сушка. Ячмень или другое зерно просушивается в специальных печах нагреваясь до 55 градусов. В Шотландии и Японии классическим топливом является торф, дым от которого придает особый характер будущему виски.
Третий этап - подготовка сусла. Высушенный и очищенный солод затирают до состояния крупной муки и смешивают с горячей водой.
Четвертый этап - брожение. Охлажденное сусло переливают в бродильные чаны, в которые добавляют дрожжи. Они и являются катализатором процесса брожения, который длится два-три дня. В результате получается брага, которая насыщается фруктовой ароматикой.
Пятый этап - перегонка. На этом этапе происходит двойная дистилляция, в ходе которой спирт очищается от вредных примесей и достигается 70% содержание алкоголя. Полученный виски разбавляют, в том числе и жёсткой водой, чтобы скотч приобрел минеральный привкус.
Шестой этап – выдержка. После перегонки и разбавления виски разливают в подготовленные бочки, где он вызревает. Чаще всего используют дубовые бочки из под хереса, бурбона.
Что такое купажирование виски?
Подробно на этот вопрос мы отвечали в статье “Что такое купажированный виски?”, здесь позволим себе привести краткий ответ.
Купажирование – процесс смешения различных сортов виски, с помощью которого удается достичь стабильного качества и определенного вкуса. Рождение купажированного виски связывают с именем шотландского винокура и предпринимателя Эндрю Ашера II, изыскания которого привели к созданию уникального продукта.
Купажированный виски представляет собой идеальную комбинацию солодового и зернового виски, которая гарантирует мягкость напитка и изысканность вкуса. Пример такого виски – шотландский виски Loch Fyll. В аромате скотча проявляются легкие фруктовые нотки и небольшая дымность, как от костра. Во вкусе же можно уловить винные, хересные оттенки, ореховую горчинку и карамель в послевкусии.
Купажированные виски уже давно вышли за границы “чистого” употребления. Зачастую именно они становятся основой для коктейлей, в которых подчеркивается уникальный вкусовой профиль благородного напитка.
Продажи виски
Продажа виски – один из наиболее динамично развивающихся сегментов алкогольной индустрии. Объем рынка превышает 67.6 млрд долларов. В России продажи тоже растут. Несмотря на уход крупных игроков, рынок не остался в состоянии дефицита. Произошла локализация производства, в результате чего цены на конечную продукцию снижаются и товар становится доступнее для широкого потребителя.
Вместе с тем сохраняются и конкурентные цены на виски ввезенные в страну по параллельному импорту, о чем мы подробно писали в одноименной статье.
Будущее туманно, но не для аналитиков! По их заявлениям до 2031 года рост общемировых продаж виски будет составлять 6% в год. Основными драйверами роста можно назвать усиление позиций солодовых виски, которые по мнению потребителей считаются более полезными для здоровья. Новый тренд на рынке - суперпремиальный сегмент.
Коллекционирование виски
Все чаще потребители обращаются к виски, как к объекту коллекционирования. Такое хобби привлекает, как энтузиастов, увлеченных культурой и историей виски, так и инвесторов, которые видят перспективу роста стоимости элитных и редких бутылок.
Особенно ценятся среди коллекционеров редкие сорта, крафтовые производства и исчезнувшие бренды. Сообщество коллекционеров активно обменивается информацией на специализированных форумах, встречах и мероприятиях – фестивали и аукционы стали постоянными местами встреч энтузиастов.
Иногда увлечение перерастает во что-то большее. Так, например, частные коллекции становятся музеями. О них мы рассказывали в статье “Музеи виски”. О виски рассказывают, о виски слушают, о виски знают! Такое глубокое проникновение виски в культурный код не могло пройти мимо массовой культуры.
Виски в поп-культуре
Виски – неотъемлемая часть не только массовой культуры, но и объект вдохновения авторов. От классических голливудских фильмов до современных сериалов, виски играет важную роль в формировании характера персонажей и атмосферы повествования.
Сериал “Безумцы”
Сериал “Mad Men” выходил на телевидении с 2007 года по 2015, в нем авторы исследовали жизнь американского общества в 1960-х годах. Центральный персонаж сериала – Дон Дрейпер – креативный директор рекламного агентства в Нью-Йорке.
Алкоголь, в частности виски, играет значительную роль в жизни Дона и является частью его образа. В “Безумцах” виски – не просто элемент стиля, он является символом времени и его ценностей. Для главного героя наполненный стакан становится средством самосознания, средством для снятия стресса, средством способствующим развитию креативных идей.
В сериале виски не показывается однозначным злом или однозначным добром. Вместе с тем картина стала популяризатором не только алкогольных брендов, но и коктейлей на основе виски. Особенно отчетливо сформировался тренд на Олд Фэшн. Фанаты сериала говорят: “Дрейпер напивается так красиво, что другим тоже хочется”.
Фильм “Назад в будущее”
Третья и последняя часть франшизы “Назад в будущее” рассказывает о приключениях Марти Макфлая и профессора Эммета Брауна на Диком Западе конца 19 века. В отличие от Дона Дрейпера, виски не является частью образов героев, а выступает скорее символом суровых нравов Запада и становится одним из катализаторов продвижения сюжета.
Клиент всегда прав, но только не в салуне на Диком Западе. В необычном для себя антураже Марти Макфлай встречается с резким непониманием со стороны бармена – просьба о холодной воде проигнорирована и хозяин заведения, не изменяя себе, наливает виски. В этот же момент происходит судьбоносная встреча с главным антагонистом картины - Бешеным Псом Танненом.
Вскоре один на один с виски остается профессор, который пытается утопить свои чувства и забыть о своей безнадежной любви. Один выпитый шот приводит к первой кульминации фильма – финальной встрече с Бьюфордом Танненом.
Песня “Whiskey in a Jar”
«Whiskey in the Jar» — это известная ирландская народная баллада, которая на протяжении столетий была многократно интерпретирована различными музыкантами. В этой балладе виски, занимает важное место не только как символ ирландской культуры, но и как инициатор ключевых событий и решений персонажа.
Песня рассказывает историю ирландского разбойника со сбитым моральным компасом. Он ведет разгульный образ жизни, грабит, убивает. Даже, казалось бы, любимая женщина предает его при первой возможности. Виски сопровождает героя в радости и в печали, погружает его в размышления о содеянном и рисует в его голове прекрасный образ будущего после побега из заключения.
Среди групп, которые делали каверы на эту композицию можно назвать таких музыкальных мастодонтов как The Dubliners, Thin Lizzy, Джо Дассен, Smokie, Брайан Адамс и, конечно, Metallica. Кавер американской легенды треш-метала был отмечен не только постоянными фанатами коллектива, но и профессиональным сообществом, за что была удостоена премии “Грэмми” в категории “Лучшее исполнение в стиле хард-рок”. Музыкальную отсылку на балладу можно найти даже в советской “Пластилиновой вороне”.
Суть виски
Виски – это не просто напиток, а культурный символ, который олицетворяет традиции, наследие и образ жизни многих народов. История благородного напитка насчитывает века, а с каждым новым поколением он продолжает приобретать новые значения. Виски ассоциируется с радостью, праздником и теплотой общения, но может служить напоминанием о трудностях и утратах.
Влияние виски на поп-культуру неоспоримо. Напиток вдохновляет художников, музыкантов и сценаристов, становясь важным элементом повествования и образов персонажей. Изображение виски в кино, музыке и литературе часто отражает сложные человеческие эмоции, добавляя истории глубины и деталей.
Будущее виски выглядит многообещающим. Рынок продолжает расти, а интерес к коллекционированию и исследованию новых сортов привлекает как энтузиастов, так и инвесторов. Виски остается актуальным в современном мире, адаптируясь к новым тенденциям и предпочтениям, что подтверждает его статус настоящего культурного феномена.
